Семинар-практикум «Перспективы и возможности LEGO-конструирования в рамках интеграции системы дошкольного, общего и дополнительного образования»

12 мая 2017 года  на базе двух образовательных организаций городского округа Нижняя Салда (Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия и  Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Радуга», структурное подразделение детский сад «Солнышко») при поддержке Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»  состоялся семинар-практикум «Перспективы и возможности LEGO-конструирования в рамках интеграции системы дошкольного, общего и дополнительного образования».

В нем приняли участие 54 человека, в том числе руководители и педагогические работники образовательных организаций городов Верхняя и Нижняя Салда, представители органов управления образования, НТФ ИРО и родительской общественности.

На открытии семинара участников и гостей приветствовали начальник Управления образования городского округа Нижняя Салда Терехова Римма Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии НТФ ГАОУ ДПО «ИРО» Осипова Марина Борисовна, директор МДОУДСКВ «Радуга» Базарова Анна Михайловна и директор МОУ Гимназия Сторожкова Татьяна Александровна.

Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым и позволяющим расширить содержание конструкторской деятельности детей за счет использования конструкторов нового поколения, а также за счет привлечения родителей к совместному техническому и коммуникативному творчеству легла в основу семинара-практикума. Собирая конструктор, ребенок не только развивает мелкую моторику, воображение и абстрактное мышление, он учится фантазировать, придумывать и рассказывать истории, логически излагать свои мысли, аргументируя и доказывая собственную позицию, обогащая словарный запас и личный социокультурный опыт. А с каким удовольствием он играет с получившимися предметами, фигурами, образами…

Игра становится дорогой к познанию, и совсем не случайно название датской компании, производящей самый популярный в мире конструктор Lego, переводится как «Играй легко» или «Играй с удовольствием».    

Известные слова Ж. Пиаже  «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» можно считать эпиграфом данного мероприятия.

Представляя опыт работы структурного подразделения детский сад «Солнышко», его руководитель, Зорихина Наталья Викторовна, подчеркнула, что конструирование является одним из излюбленных видов деятельности детей, в котором раскрываются их интересы, увлечения и потенциальные возможности. ЛЕГО-педагогика сегодня является одной из известных и распространенных педагогических систем, использующих трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Актуальность ЛЕГО-технологии возросла          в        условиях        внедрения  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, потому что позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др.).

Первая часть семинара изначально ориентирована на знакомство с образовательной практикой ДОУ. Все мероприятия в рамках семинара проходили в Центре конструирования, созданном для эффективной организации образовательной и досуговой деятельности по конструированию как важной составной части современной образовательной среды детского сада «Солнышко», направленной на всестороннее развитие личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии конструирования.

Участники семинара побывали на двух занятиях: «Животные страны Lego» (средняя группа, Цепова Татьяна Евгеньевна) и «Лунный транспорт» (подготовительная группа, Углова Наталья Георгиевна). Затем был представлен опыт работы детского сада «Солнышко» по данному направлению: тема выступления Цеповой Т.Е. — «Конструирование как способ развития пространственного воображения у младших дошкольников»,
а Угловой Н.Г. — «Конструирование – инструмент всестороннего развития личностных качеств и способностей дошкольника». Внедрение в практику новых подходов, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, было представлено Коврижных О.В., логопеда ДОУ «Солнышко», и Петровой И.М., педагога-психолога ДОУ «Солнышко».

О своей удовлетворенности уровнем образовательных услуг, о пристальном внимании коллектива ДОУ «Солнышко» к повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, развития ихинтеллектуального и творческого потенциала посредством ЛЕГО-конструирования, а также о степени вовлеченности в образовательное взаимодействие, говорили  родители воспитанников.

Итогом мини-дискуссии «Конструирование в ДОУ: дань моде или требование времени?» стало единство понимания, что использование ЛЕГО – технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связано со всеми видами деятельности детей: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной и др.

Логическим продолжением стало представление Лего-конструирования в младших классах Гимназии. В выступлении «Лего-конструирование: инженерное мышление, управляемая фантазия и образовательные эффекты» Осипова М.Б. заострила внимание участников семинара на том, что взросление ребенка – напряженная, интенсивная и творческая работа, которая совершается как совместный труд или сотрудничество со взрослыми в «поливозрастном пространстве». Приоритетная цель современного образования – подготовка такого человека, который бы мог не только успешно адаптироваться к постоянным, кардинальным и регулярно происходящим изменениям/серьезным переменам окружающего мира, но и эффективно развиваться в этих условиях.

Безусловно, должен измениться и обучающий, и обучающийсЯ, а также технологии организации образовательного процесса и образовательного взаимодействия. Эффективные Технологии Обучения  и Творческое Обучение – это действительно ТО, что сейчас необходимо людям, обществу и экономике, то, что ожидаемо и востребовано, то, что приносит удовлетворение (как от процесса, так и от полученного результата)!

Формирование основ и становление инженерного мышления в МОУГ происходит с младших классов в логике развития ученика, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, сложившихся гимназических традиций и опыта учителей на основе целостной системы образовательных СО-БЫТИЙ (учебных курсов, реализуемых согласно учебного плана, и мероприятий, проводимых в МОУГ и за ее пределами, в рамках основного и дополнительного образования, в учебное и каникулярное время).

Чтобы образовательная организация стала эффективной, она должна постоянно развиваться, внедрять новые технологии, ставить и решать новые задачи, реализовывать новые проекты, один из которых — «Лего-студия».

Участники семинара с огромным интересом вместе с учениками 2 б класса и Заяц Ульяной Александровной «открыли» одну из страниц курса «Лего-истории: создаем сказочный мир», познакомившись со сказкой о царстве дракона, доброй фее и принцессе Изабель и побывав на защите результатов групповой проектной деятельности.

Мастер-класс «Лего-конструирование: диалог творческих практик как условие развития технических и творческих способностей младших школьников», где Заяц У.А. на примере собственной деятельности представила опыт работы МОУ Гимназия городского округа Нижняя Салда в условиях реализации ФГОС начального общего образования, стал яркой кульминацией семинара-практикума.

Уникальным творческим обучающим инструментом, который позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться сочинять рассказы в естественных условиях, мотивируя их использовать свое воображение для сочинения и построения рассказов, персонажей и сюжетных линий,  является комплект учебных проектов для Базового набора 45100 «Развитие речи 2.0» и дополнительные наборы «Сказки», «Космос», «Город» компании LEGO Education.

Как отметили участники семинара-практикума, организаторы сумели создать условия, способствующие формированию теоретических и практико-ориентированных представлений педагогических работников о возможностях   Лего-конструирования и Лего-технологий с позиций преемственности дошкольного и начального общего образования.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Информация, размещенная на сайте, соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582