Итоги семинара «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях»

Семинар «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях»  состоялся  15 декабря 2017 года в  МБОУ СОШ №50. Семинар  ориентирован на педагогов, классных руководителей. Семинар посвящен профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в образовательной среде.

Цель семинара. Формирование в образовательной организации профилактической среды, которая способствовала бы предупреждению у обучающихся девиантного поведения, которое является предпосылкой суицидального поведения у детей и подростков.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на семинаре были следующие:

  • Профилактические мероприятия девиантных проявлений  обучающихся.
  • Предпосылки и основные причины суицида.
  • Организация деятельности педагогов образовательного учреждения в предупреждении суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Одна из острейших проблем современного общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. Суицид занимает  13-е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на третьем месте по количеству суицидов среди молодежи (14-24 года).

Суицидальные намерения детей и подростков трудно распознать. Суицид редко бывает продуманным и  подготавливаемым заранее – дети лишают себя жизни под влиянием импульса. Причины, по которым подросток убивает себя, кажется взрослым незначительными: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество, желание обратить на себя внимание, хотя бы, таким образом, желание отомстить за унижение, оскорбление, наказать за невнимание. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками интернет — ресурсов.

В настоящее время в социальных сетях созданы такие группы, как «Синий Кит», «Тихий дом», «Маленькая фея» и многие другие. Ребенок регистрируется в такой группе, начинается игра. С детьми работают взрослые люди – системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Организаторы и администраторы этих сайтов очень хорошо понимают детскую психологию и владеют языком подростков. В  подростковом возрасте отмечается повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «лёгкий» способ её разрешения. Подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, что мы отмечаем в настоящее время, вызывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Необходимо информировать обучающихся об имеющихся  манипулятивных действиях в СМИ. О том, насколько данная информация может быть искажена,  как к ней относиться.

Большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, именно система образования становится реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач, возможность существенно продвинуть через организацию внеурочной деятельности в образовательных организациях. В рамках реализации ФГОС СОО разрабатывается Программа воспитания и социализации. Необходимость Программы социализации и воспитания обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.  В  основе которой отмечаются ключевые компетенции XXI века, отражаются современные вызовы и риски: формирование гражданской активности, кибербезопасность, профилактика насилия в ученической среде (буллинг), формирование культурного здорового безопасного образа жизни детей и подростков, отдых детей и подростков в каникулярное время.

В результате обсуждения выше перечисленных вопросов участники сошлись в едином мнении, что основная цель работы образовательного учреждения по профилактике детского и подросткового суицида: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости,  укреплению психического здоровья обучающихся. Формирование ценности здорового образа и навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни, должно происходить в совместной деятельности ребенка и компетентного взрослого. Формы и методы организации профилактической деятельности должны соответствовать специфическим особенностям возрастного развития конкретных групп детей.

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Информация, размещенная на сайте, соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582