От Клуба «Хочу знать русский» до содружества образовательных экосистем

Миграция – мировой тренд современности. По данным ООН, число международных мигрантов с 2000 года выросло на 49% и составляет 258 млн. человек. По данным Института демографии НИУ ВШЭ, Германия и Россия делят третье место, по количеству мигрантов. Свердловская область занимает четвертое место в стране. Многие мигранты, прибывая семьями, предпочитают Екатеринбург, т. к. здесь есть рабочие места и подходящие условия для проживания.

Исследования департамента образования Екатеринбурга показали, что каждый пятый ребенок общеобразовательной организации города является мигрантом, а каждый второй ребенок–инофон нуждается в дополнительной языковой подготовке и социокультурной адаптации при поступлении в образовательную организацию города и во время обучения в ней. Но только в 13% школ, где локализовано значительное количество мигрантов, есть специальные практики по работе с инофонами, но и они носят локальный и стихийный характер. Обозначается разрыв между увеличивающимся притоком детей–мигрантов в образовательные организации города и отсутствием модели системной работы по сопровождению детей-инофонов на муниципальном уровне.

Совершенно очевидно, что для решения вопроса необходимо комплексное решение. И оно было найдено. Все началось с открытия частного клуба «Хочу знать русский», у истоков которого стояли Г.Б. Дагаев, ст. методист МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», руководитель мастерской образовательных проектов «СловаРус», и А.Д. Мирзоева, учитель русского языка, таджичка по национальности, которая в 2016 году частным образом занималась с детьми, не владеющими и слабо владеющими русским языком.

Первыми членами клуба стали 20 детей. В течение года клуб балансировал на грани выживания, так как половина родителей мигрантов не имела возможности платить и собранные средства платежеспособного контингента не покрывали расходов на содержание клуба, а личные ресурсы подходили к концу. Встал вопрос о закрытии клуба или о смене стратегии. Организаторы клуба стали искать стороннюю поддержку. Дело воспринималась с энтузиазмом, но директора опасались притока мигрантов и ухудшения школьных показателей.

2017 году поддержку проекту оказала С.В. Камка, в ту пору директор МБОУ СОШ № 107. Она стала членом команды проекта, взяв на себя функции менеджера. Теперь уже на базе школы обновленной командой клуб был представлен на Конкурс инноваций в образовании как проект социокультурной и языковой адаптации детей-мигрантов «СловаРус», проект стал финалистом, получил широкую информационную поддержку на федеральном уровне.

Дальнейшее развитие проекта связано с деятельностью Екатеринбургского Дома учителя, на базе которого была разработана программа повышения квалификации «Современные технологии преподавания русского языка как неродного», куда, кроме проекта «СловаРус», были включены примеры лучших практик по адаптации и интеграции мигрантов: опыт Красногорского района Московской области (проект Р. Курбатова «Перелетные дети»), социокультурные практики московского клуба «Билим» М. Абдуназара Уулу, опыт преподавателей НИУ ВШЭ О. Еременко и Е. Шнитке и других авторов. За 1,5 года было обучено 230 педагогов Екатеринбурга. А совокупная аудитория пабликов в сети составляет 448 человек. Выбранная стратегия оказалась верной, и теперь в некоторых школах стали вырастать собственные практики работы с детьми-инофонами, а «Екатеринбургский дом учителя» стал точкой сборки этих начинаний.
В настоящее время оформились 3 вектора дальнейшего развития проекта:
«Словарус. Дети» – в екатеринбургской школе № 49, где реализуется программа социокультурной и языковой адаптации для детей-инофонов «6 капитанов» не только для учащихся этой школы (на бесплатной основе), но и для детей-мигрантов всего города (по социально доступной цене);
«Словарус. Педагоги» – с программой «Современные технологии преподавания русского языка как неродного» и  
«Словарус. Друзья» –  это работа по формированию образовательной экосистемы города Екатеринбурга и создания профессионального сообщества на базе МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя».

Международный опыт свидетельствует о необходимости развития профессионального сообщества, расширения партнерской сети за счет НКО, работающих с мигрантами, как это делают в Европе, национальных диаспор, по примеру общественной организации «Мамы Пабло» и муниципальных органов власти, причастных к проблеме. Участникам диалога в России, заинтересованным в решении проблемы адаптации и интеграции детей с миграцией в истории семьи, необходимо перенимать эффективные практики межведоственного и частно-государственного взаимодействия для решения обозначенной задачи.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Информация, размещенная на сайте, соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582