
27 января 2017 года преподавателями Нижнетагильского филиала ИРО на площадке средней школы №64 проведён мастер-класс «3D-моделирование и прототипирование в образовательной деятельности средней школы».
Мероприятие включало в себя 4 секции, в каждой из которых приняли участие ученики 7-11 классов и педагоги школы.
Первая секция «Использование мобильных устройств при изучении основ естественнонаучные образования в школе» проведена доцентом кафедры ФМО НТФ ИРО, кандидатом физико-математических наук С. Э. Потоскуевым. В работе секции приняли участие 22 ученика 10-го класса и педагоги школы. На занятии учащиеся использовали планшетные компьютеры, Apple чтобы узнать, как с помощью мобильного приложения Star Walk изучить строения Солнечной системы. В качестве упражнения учащимся предлагалось ознакомиться с внешним видом планет Солнечной системы, их орбитальными и физическими характеристиками и решить задачу по установлению наличия или отсутствия зависимости количества спутников планет от их расстояния от Солнца. Второе задание относилось к сравнительному анализу внутреннего строения планет. Для этого задания необходимо было перейти к соответствующему разделу программы, оставаясь в режиме отображения Солнечной системы. Сравнивая физические характеристики планет и их химический состав, учащиеся в процессе непосредственной практической деятельности сделали самостоятельный вывод об общности и различиях планет земной группы и планет-гигантов. Занятие завершилось подведением итогов изучения физических характеристик планет Солнечной системы и условий их видимости на широте Нижнего Тагиле.
Вторая секция «Решение стереометрических задач из ЕГЭ по теме «Параллелепипед» с применением 3D моделирования и дополненной реальности» проведена доцентом кафедры ФМО НТФ ИРО, кандидатом физико-математических наук Ю.А. Куликовым. В работе секции приняли участие 15 учеников 11-го класса и учителя математики. Для построения 3D-моделей учащиеся использовали телефоны и планшеты с системой Андроид. При решении задач
по теме «Параллелепипед» применялся аналитический метод, а также визуализация геометрических объектов задач через дополненную реальность проверка решений с помощью 3D моделей.
Третья секция «Использование образовательного конструктора LEGO Education EV3 в решении проектных задач в основной школе» проведена старшим преподавателем кафедры ФМО НТФ ИРО Л.И. Гуляевой. В работе секции приняли участие 12 учеников 7-го класса и учителя физики и информатики. Ученики работали в группах, используя наборы LEGO Education EV3 для решения проектных задач. Учащиеся познакомились с деталями набора LEGO Education EV3: электронными элементами, строительными и соединительными деталями, возможными способами крепления деталей. В качестве практического задания была построеная принципиальная модель с механической зубчатой передачей, выполнен анализ конструкции модели «робота-сумоиста» (центр тяжести, вес, использование механической передачи), подготовлена базовая модель робота-сумоиста (сборка по инструкции). Занятие завершилось состязаниями «роботов-сумоистов», собранных учениками за время урока. Соревнование проводилось по схеме «каждый с каждым», по результатам которого был выявлен победитель.
Четвертая секция «Использование набора LEGO Education «Технология и физика» для развития технологической культуры личности ученика» проведена старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Т.В. Лисиной. В работе секции приняли участие 12 учеников 8-го класса и учителя физики и технологии. На занятии было продемонстрировано применение набора LEGO Education «Технология и физика» при решении конструкторских задач на уроках технологии, а также решена практическая задача по конструированию динамических объектов. Занятие завершилось соревнованием команд, сконструировавших действующие модели подъемных механизмов, использующих силу ветра.
Мастер-класс завершился подведением итогов и обменом мнениями педагогов школы и преподавателей НТФ ИРО. Научный руководитель проекта: зав. кафедрой физико-математического образования НТФ ИРО, к.п.н, доцент Т.Н. Райхерт.