16 марта 2017 года Осиповой М.Б., преподавателем кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского филиала Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» на площадке Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия городского округа Нижняя Салда был проведен семинар-тренинг «Опыт и перспективы реализации программ воспитания и социализации обучающихся при получении ООО».
В семинаре-тренинге приняли участие руководители и педагогические работники образовательных организаций городов Верхняя и Нижняя Салда, Тагил, представители НТФ ИРО.
В процессе работы семинара-тренинга были выявлены и рассмотрены особенности моделирования образовательной практики по реализации программ воспитания и социализации обучающихся в контексте требований ФГОС основного общего образования, а также представлен практический опыт и результаты деятельности коллективов образовательных организаций в данном направлении.
Как отмечают участники семинара-практикума, организаторы сумели создать условия, способствующие формированию теоретических и практико-ориентированных представлений педагогических работников о возможностях и условиях использования системного подхода в реализации программ воспитания и социализации обучающихся при получении ООО.
Работа в подгруппах способствовала выработке единых подходов к выявлению сущности основополагающих понятий: «моделирование», «социализация», «воспитание» и «образовательная практика».
Далее состоялась дискуссия, нацеленная на вовлечение участников семинара-тренинга в активную продуктивную деятельность и сотрудничество. В ходе дискуссии обозначены и детально обсуждены актуальные проблемы воспитания и социализации школьников, проживающих в малом городе.
После рассмотрения и анализа современных подходов к проектированию и моделированию Программы воспитания и социализации обучающихся сквозь призму требований ФГОС основного общего образования были определены пути и способы овладения педагогами общеобразовательных организаций технологиями проектирования, создания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся основной школы (5 — 9 классов).
Произошла «сверка позиций» всех субъектов образовательного взаимодействия: конкретного педагога (учителя) педагогических коллективов образовательных организаций, специалистов муниципальных методических служб и органов управления относительно разработки и реализации программ воспитания и социализации.
Определены разрывы, выявлены дефициты ресурсов в практике разработки и реализации программ воспитания и социализации как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципальной системы образования.
Собрана «методическая копилка» идей, обеспечивающих достижение обучающимися личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках реализации программ воспитания и социализации на уровне ООО.
Во время деловой игры в процессе коллективной практико-ориентированной творческо-поисковой деятельности зафиксированы типичные проблемы реализации программ воспитания и социализации, высказаны, разработаны и обсуждены предложения (рекомендации) способов решения выявленных проблем.
При обсуждении вопросов по разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся в контексте требований ФГОС основного общего образования был представлен опыт работы МОУ Гимназия на примере деятельности волонтерского отряда и деятельности социального педагога МОУГ — Зайцевой И.А. (презентация «Волонтерское движение; вчера, сегодня, завтра» прилагается).
Осипова М.Б. организовали практическую работу в подгруппах по освоению технологии проектирования Программы воспитания и социализации в контексте требований ФГОС основного общего образования.
Семинар-практикум завершился подведением итогов и обменом мнениями присутствующих педагогически работников.
Модератор семинара-практикума: Осипова Марина Борисовна, доцент кафедры педагогики и психологии НТФ ИРО, к.п.н.
Материалы семинара:
Семинар-практикум.pptx
Социализация.pptx
Воспитание.pptx
Волонтерский отряд «Радость».ppt