Отчёт о проведении проектной сессии «Эффективная школа. Успешный ученик» в рамках реализации мероприятия 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов»
Место проведения: г. Нижний Тагил, Городской дворец детского и юношеского творчества
Цель: проектирование программ перехода школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы.
Задачи:
- Осуществить оценку эффективности и самодиагностику работы школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях.
- Обсудить механизмы перехода школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы.
Участники: специалисты НТФ ИРО, руководители и педагоги общеобразовательных организаций, включенных в региональную программу поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, представители профсоюзных организаций, профессионального сообщества молодых специалистов г. Нижний Тагил, БП ИРО.
В работе проектной сессии «Эффективная школа. Успешный ученик» приняли участие более 150 представителей организаций общего образования, входящих в состав Горнозаводского управленческого округа. Открывая проектную сессию, директор Нижнетагильского филиала Института развития образования Жижина Инна Владимировна определила проблемное поле и мотивировала всех присутствующих на плодотворную работу по проектированию программ перехода школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы. Ирина Викторовна Анянова, заместитель директора НТФ ИРО представила подробный доклад о типологии школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В рамках данного доклада Ириной Викторовной были рассмотрены характеристики депривированных сельских, городских, малокоплектных школ, а также школ в труднодоступных территориях, школ с высоким уровнем девиантности и школ со смешанным языковым составом учащихся, а так же с разным уровнем владения русским языком. Немаловажное значение в определении качества образования имеет и «Социальный паспорт общеобразовательной организации» основные моменты и важность информации, заложенной в паспорте и система мер поддержки школ были обозначены докладчиком. Изменение состояния школы не может состояться без самодиагностики и определения благополучных и проблемных зон в жизни школы. Диагностику актуального состояния школы необходимо провести, заявила Анянова И.В. с учётом модели эффективности обучения; поддержки и мотивации учащихся; школьного климата и ценностей; руководства и управления. Кроме этих показателей эффективности при самодиагностике каждой школе предлагается оценить успеваемость и состояние школьных ресурсов. Критическая оценка сотрудников общеобразовательной организации своей деятельности поможет более аккуратно спланировать действия по улучшению качества образования. Проектную сессию организаторы предложили провести в технике коучинга, основные моменты проведения которой были обозначены замеcтителем директора НТФ ИРО.
В достаточно сжатые сроки работы проектной сессии ее участникам удалось сформулировать свое понимание имеющихся сложностей в образовательных организациях и предложений по реализации перспективных направлений развития. Коуч-тренеры и эксперты, в роли которых выступили Сергей Эрвинович Потоскуев, доцент кафедры физико-математического образования, к.ф-м.н. и Светлана Михайловна Андреева, заведующий отделом сопровождения аттестационных процессов обладающие системными знаниями, задавали проективные, открытые вопросы, направленные в будущее и сфокусированные на создании проектов программ перехода школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы. Этому способствовала достаточно серьезная предварительная подготовка со стороны организаторов и высокая активность педагогов, принявших участие в работе секции.
Завершилась проектная сессия обсуждением и проблематизацией представленного опыта в рамках открытой коуч-сессии с проектными группами.
Материалы проектной сессии «Эффективная школа. Успешный ученик» представлены на сайтах: НТФ ИРО http://нтф-иро.рф/novosti/, МБУ Информационно-методический центр http://imcnt.ru/1-imc, на сайтах ОО, участвующих в проектной сессии