Команда Свердловской области приняла участие в работе межрегионального семинара IV Летней школы «Ученик — в фокусе!», состоявшейся с 28 по 30июня 2017 г. в городе Ярославле.
Организаторами Летней школы является Департамент образования Ярославской области и Институт развития образования Ярославской области http://www.iro.yar.ru/
В качестве партнёра выступила Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Участники семинара — представители Алтайского края, Москвы, Нижегородской области, Республики Алтай, Санкт-Петербурга, Свердловской и Ярославской области. В живописных условиях базы «Мышкино подворье», расположенной на берегу Волги участникам Летней школы, а их было девяносто человек предстояло разработать проекты по повышению эффективности работы школы на различных уровнях (школьном, муниципальном и региональном).
Открыли работу IV Летней школы представители ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» с кратким отчётом о реализации данного проекта в Ярославской области и описанием ресурсов развития. Зуева Марина Леоновна, проректор по образовательной деятельности ГАУ ДПО ЯО ИРО представила опыт работы ярославской области в проекте http://www.iro.yar.ru/index.php?id=2067.
Участники проекта – 40 школ http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1416 , которые в разное время стали его участниками, у школ «первой волны» уже можно наблюдать положительную динамику, педагоги и руководители данных образовательных организаций проводят мастер – классы и оказывают консультационную поддержку школам-новичкам проекта. Институт развития образования Ярославской области является региональным координатором проекта и выступает как коммуникационная площадка. Институтом предложена линейка мероприятий для школ: организована работа муниципальных координаторов (тьюторов); созданы управленческие команды школ; проводятся серии вебинаров и мероприятий для учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и учителей внеурочной деятельности. Марина Леоновна так же обозначила направления деятельности на 2017 год, а именно: разработку и внедрение региональной модели поддержки школ; идентификация и сопровождение школ; создание сетевых профессиональных сообществ; разработку и внедрение мониторинга результативности программ. Институт развития образования Ярославской области в системе поддержки школ с низкими результатами формирует инфраструктуру поддержки школ, сопровождает изменения в управлении школой (управление по результатам), оценивает результативность реализации программ улучшений, обучает команды образовательных организаций, развивает профессиональное взаимодействие, обеспечивает деятельность школьных обучающихся сообществ, анализирует эффективность реализации программ улучшений и инициирует создание школ-консультантов.
Проректор по методической и информационной деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Смирнова Алевтина Николаевна представила концепцию региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Ярославской области ведущая идея которой – организация сетевого взаимодействия школьных информационно-библиотечных центров для реализации федерального государственного стандарта. Региональная сеть ИБЦ осуществляет методическое, технико – технологическое и информационное сопровождение региональной сети ИБЦ ОО. С 2016 года в Ярославской области 20 школьных информационно-библиотечных центров, 4 из них являются опорными, а в 2017 году количество центров увеличится до 40. Алевтина Николаевна также продемонтстрировала использование ресурса ЛитРес https://www.litres.ru/enter-school/ в работе школьных информационно-библиотечных центров.
Немаловажную роль в реализации мероприятий проекта в Ярославской области играет организация дополнительного образования. Разумова Анжелика Борисовна — заведующий кафедрой дополнительного и неформального образования ИРО ЯО представила региональную сетевую инновационную площадку по обновлению содержания и технологий дополнительного образования на основе принципов неформального и информального образования. Анжелика Борисовна рассмотрела сеть с точки зрения совокупности учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими. Учреждения объеденены по способу деятельности, совместному созданию и использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов. Основанный на партнёрских отношениях и возможностях информационных технологий и систем. В рамках проекта кафедрой разрабатываются и реализуются инновационные программы и технологии по актуальным направлениям ДОД на основе принципов неформального и информального образования, а именно: образовательный туризм, математическое образование, инклюзивное ДО, техносфера ДО, театральная и музейная педагогика. По мнению Анжелики Борисовны, в каждой школе с низкими результатами должны действовать литературный кружок, театральная студия и т.д. для вовлечения обучающихся в творческую деятельность, способствующую развитию ребёнка.
Заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО ИРО, Назарова Инна Григорьевна представила Инновационный проект «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1230. как ресурс развития образовательной организации. Служба медиации (примирения) – оформленная детско-взрослая команда, реализующая в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам и правонарушениям несовершеннолетних. Инна Григорьевна рассмотрела службу медиации с точки зрения нормативно-правовых документов, в том числе Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года и «Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года. Назарова И.Г. рассматривала вопрос повышения эффективности работы школы с помощью службы медиации, которая должна создаваться в каждой школе, функционирующей в неблагоприятных условиях и имеющей низкие результаты. Институт развития образования Ярославской области реализует проект и тиражирует инновационные модели служб медиации (примирнения) в образовательной организации: территориальную модель службы примирения в Угличском и Тутаевском районе Ярославской области; модель службы медиации в условиях сельского поселения, модель подготовки ровесников медиаторов, модель службы медиации в условиях детского дома и вариативные модели организаций сферы образования. Так же ИРО ЯО был проведён конкурс «Лучший портфель медиатора» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1983 Участникам семинара «Ученик в фокусе» вручены буклет инновационного проекта «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области». Диск «Лучший портфель медиатора-2016» и информационное письмо с приглашением к участию в режиме видеоконференции дискуссионной площадке «Педсовет76» по теме «Школьные службы медиации: проблемы и перспективы развития» 17 ноября 2017г.
Работу семинара продолжили по теме «Поддержка школ,функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: опыт, проблемы, пути решения, развитие» возглавила данное направление Надежда Викторовна Бысик — аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. Надежда Викторовна рассмотрела подходы к анализу региональных, муниципальных и школьных проектов повышения качества образования в образовательных организациях, работающих в сложных контекстных условиях. Система мер по повышению качества работы школ нацелена на повышение образовательных результатов каждого ребенка, независимо от его от места жительства, социального статуса семьи и др. факторов и, тем самым, улучшить результаты региональной системы образования, путем:
- удержания в фокусе внимания качества преподавания и результатов учащихся;
- выявления школ, функционирующих в сложных контекстах и с низкими результатами;
- объединения усилий для помощи школам, которые «тянут назад».
С ответом на вопрос о том как живут сегодня неблагополучные школы и что они могут? выступила Пинская Марина Александровна, которая в режиме видеозаписи обратилась к участникам семинара «Ученик — в фокусе!»
Горшков Владимир Юрьевич — начальник отдела мониторинга и анализа ИРО ЯО совместно с Зуевой Мариной Леоновной, проректором по образовательной деятельности, представили опыт Ярославской области по идентификации результатов школ с низкими результатами. В школах, участвующих в проекте немаловожное значение отводится мнению родителей, обучающихся. В системе сетевого города действует он-лайн анкетирование, где родитель отвечает на вопросы по качеству образования и может вносить свои предложения. За прошедший период учтены мнения 150 000 родителей.
Владимиром Юрьевичем были представлены подходы к кластеризации школ в Ярославской области. Основания для кластеризации служили:
- муниципальная/частная школа;
- городская/сельская;
- профильная /непрофильная/вечерняя;
- численность контингента.
Сохранность контингента — вопрос, который вызвал дискуссию в зале. В какой степени администрация школы может отвечать за желание родителей и обучающихся уйти для обучения в другую образовательную организацию?
Под школами с низкими образовательными результатами понимаются школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определённым показателям учебные результаты хуже. Чем все школы в данном кластере. Далее были представлены показатели и критерии отбора школ (ФЦПРО 2.2) Критерий: устойчивые низкие результаты обучения на всех ступенях образования, ведущие к дезадаптации учащихся и препятствующие к продолжению их образования. Горшков В.Ю. обозначил общие проблемы Ярославской области:
- невозможность определения идеальных кластеров;
- размытость понятия «низкие результаты»;
- ограничения в анализе по предметам по выбору из-за малого количества сдающих.
Частные проблемные вопросы:
- сколько и какие предметы брать для анализа результатов?
- при каком минимальном количестве участника экзаменов следует анализировать результаты?
- ЕГЭ, ОГЭ, НИКО сдаются в разных условиях, можно ли считать результаты равнозначными? Куда отнести школу со стабильно низкими результатами по ЕГЭ, но «хорошими» по ОГЭ?
- Как поступить со школами, реализующими только программы ООО?
В рамках деятельности коммуникационных площадок участники семинара были распределены на 2 секции:
- Секция для представителей регионов «Современные стратегии и задачи поддержки данной категории школ; Опыт регионов»
- Секция для школьных команд «Ученик в фокусе. Как достичь желаемого».
Второй день работы IV Летней школы в секции для представителей регионов проходил в прекрасных условиях веранды с видом на берега реки Волги.
Надежда Викторовна рассмотрела базовые подходы к проектированию модельных региональных и муниципальных программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Теоретически были рассмотрены типология школ; методика контекстуализации образовательных результатов и даны требования к региональным и муниципальным программам поддержки школ, школьным программам перехода эффективный режим работы. (Материалы прикреплены в виде презентаций, предоставленных Надеждой Викторовной Бысик). Работа секции прошла в дружеской атмосфере, созданной участниками, где представилась возможность взглянуть на опыт регионов РФ в решении проблемы повышения качества образования. В практической части подгруппам, на которые разделились участники секции 1 поэтапно были даны задания: создать «Портрет ученика», «Портрет родителя», «Портрет учителя» по предложенной схеме:
Типичные портреты участников образовательного процесса были созданы, обсуждены и использовались для разработки программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
По предложенной контекстной карте подгруппам было предложено рассмотреть факторы влияющие на деятельность образовательной организации, но сперва определиться с видом школы (например: сельская депривированная школа и использовать фокус действия из презентации в приложении).
Распространенная структура программы была получена после длительного обсуждения целей и задач программы:
Мероприятия программы:
- Общее видение и инфраструктура;
- Профессиональное развитие педагогов;
- Взаимодействие школ;
- Мониторинг.
- Полученные подгруппами программы были представлены участникам Летней школы при подведении итогов работы.
В заключительный день работы Летней школы была представлены работа всех групп. Состоялась оценка школьных проектов по предложенным критериям. Проекты школ представлены в приложении.
Приложения
Проекты школьных команд участников IV Летней школы «Ученик — в фокусе!»