В Нижнетагильском филиале ГАОУ ДПО СО «ИРО» 29 сентября 2017 года состоялся семинар для руководителей образовательных организаций и учителей школ по формированию системы оценки качества образования, соответствующей ФГОС ОО, в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Основные задачи семинара – проведение анализа управленческой и педагогической деятельности по повышению качества образования в 2016–2017 учебном году (с учётом данных внешней оценки качества образования); выявление организационных, правовых, психолого-педагогических проблем, касающихся вопросов оценки и управления качеством образования в школах, демонстрирующих низкие образовательные результаты и функционирующих в сложных социальных условиях; определение направлений системы оценки качества образования, роли оценочных процедур; разработка средств и инструментов оценки развития школьников.
Собравшиеся обсудили актуальные вопросы поддержки школ, акцентировав внимание на роли оценочных процедур и необходимости формирования системы оценки качества образования.
Представители школ отметили, что одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Сегодня оказывается востребованным такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации образовательного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
Об использовании механизма модерации оценочной деятельности учителей познакомила собравшихся заместитель директора МБОУ горно-металлургическая СОШ И. А. Черкашина. Она отметила, что организация модерации оценочной деятельности должна проходить под руководством школьного методического объединения. В рамках ФГОС ОО, учителя, работающие в одной образовательной области, должны иметь оценочную деятельность близкую к друг другу, поскольку требования к метапредметных результатам требуют от них формирования одних и тех же результатов, учебных действий. Поэтому необходимо взаимопосещение уроков (не только администрации, но и учителей), а обсуждение уроков должно стать стандартным видом деятельности. При этом важным становится взаимное инспектирование инструментария для оценки предметных результатов обучения. Кроме того, должна существовать взаимная экспертная оценка контрольных работ, практических работ, они должны коррелировать друг с другом.
В ходе семинара участники обсудили проблему организации совместной деятельности учителей по оцениванию результатов выполнения заданий школьниками с целью выработки единых подходов к этому процессу.
Во время практикума участники семинара проанализировали результаты внешних оценочных процедур, в частности, результаты всероссийских проверочных работ. Кроме того, собравшиеся отметили, что анализ всех процедур, документов, уроков, анализ результатов мониторинга и модерации должны способствовать определению квалификации учителя и направлений его профессионального развития.
Представители школ пришли к выводу, что полученные результаты оценочных процедур и изучение компетенции учителей можно использовать для повышения качества образования по следующим направлениям на уровне образовательной организации:
– планирование деятельности школьных методических объединений, повышения квалификации педагогов (проведение практических семинаров, мастер-классов, открытых уроков);
– оценка предметных, метапредметных и личностных результатов обучения с целью выявления готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования;
– обеспечение преемственности между начальным и общим уровнями образования;
– создание индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося;
– мониторинг результатов введения ФГОС НОО;
– использование заданий ВПР для разработки собственного инструментария оценки достижений обучающихся.