22 ноября 2017 года в НТФ ИРО состоялся методический семинар «Обучение педагогов, проживающих на территории Свердловской области, методам предупреждения угрозы террористического акта, минимизации и ликвидации последствий его проявления». Семинар был посвящен профилактике экстремизма и терроризма в образовательной среде.
Цель семинара: формирование в образовательных организациях такой профилактической среды, которая способствовала бы предупреждению проявлений терроризма и экстремизма в подростково-молодежной среде.
Вопросы для рассмотрения и обсуждения на семинаре были следующие
- Роль СМИ в профилактике терроризма.
- Противодействие идеологии терроризма в сети «Интернет».
- Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Средства массовой информации (СМИ), являясь важнейшим средством социальной коммуникации, в сфере противодействия терроризму и экстремизму предназначены обеспечить своевременную и достоверную информацию о террористических угрозах, о действиях государственной власти и правоохранительных органов по обеспечению безопасности. Однако именно СМИ рассматриваются идеологами и вдохновителями террора как один из важнейших инструментов реализации своих преступных намерений, при помощи которого они воздействуют на общество в целях запугать, парализовать волю и способность людей к сопротивлению, распространять свои преступные взгляды и убеждения, вербовать сторонников и пособников. Доступ к СМИ для представления своей позиции является одной из главных целей террористов. Фактически само освещение СМИ террористических акций является неотъемлемым элементом последних.
Для молодых людей Интернет — это основной источник информации и именно они наиболее подвержены влиянию идеологии терроризма, распространяемой в сети, — защита информационного пространства.
Сложность противодействия идеологии терроризма, распространяемой через сеть Интернет, сохраняется. Она определяется, прежде всего, ее глобальным и международным характером. Практика свидетельствует, что только национальных регулятивных, в том числе запретительных, правовых норм для противодействия идеологии терроризма в Интернете недостаточно. Сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран, на которые юрисдикция Российской Федерации не распространяется.
Необходимо отметить, что в этой работе определенное участие принимают и образовательные учреждения, когда организуют систему ограничения доступа к контенту, содержащему противоправную информацию.
Вместе с тем, проблемной остается контрпропагандистская работа в блогосфере, в том числе задействование в ней учреждений по работе с молодежью и молодежных организаций.
Организация и проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности и патриотизма, профилактику терроризма и экстремизма, предусмотренная действующими федеральными государственными образовательными стандартами, включена в программы воспитания образовательных учреждений.
В рамках учебных занятий по предметам «Основы социологии и политологии», «Основы права», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», на классных часах и родительских собраниях в общеобразовательных организациях проводятся мероприятия по разъяснению действующего законодательства, касающегося ответственности за действия граждан, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В результате обсуждения выше перечисленных вопросов участники сошлись в едином мнении, что формирование мировоззрения, устойчивого к разного рода проявлениям экстремизма и терроризма ,остается одной из самых актуальных проблем педагогического сообщества.