Семинар «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях» состоялся 15 декабря 2017 года в МБОУ СОШ №50. Семинар ориентирован на педагогов, классных руководителей. Семинар посвящен профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в образовательной среде.
Цель семинара. Формирование в образовательной организации профилактической среды, которая способствовала бы предупреждению у обучающихся девиантного поведения, которое является предпосылкой суицидального поведения у детей и подростков.
Вопросы для рассмотрения и обсуждения на семинаре были следующие:
- Профилактические мероприятия девиантных проявлений обучающихся.
- Предпосылки и основные причины суицида.
- Организация деятельности педагогов образовательного учреждения в предупреждении суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Одна из острейших проблем современного общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. Суицид занимает 13-е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на третьем месте по количеству суицидов среди молодежи (14-24 года).
Суицидальные намерения детей и подростков трудно распознать. Суицид редко бывает продуманным и подготавливаемым заранее – дети лишают себя жизни под влиянием импульса. Причины, по которым подросток убивает себя, кажется взрослым незначительными: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество, желание обратить на себя внимание, хотя бы, таким образом, желание отомстить за унижение, оскорбление, наказать за невнимание. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками интернет — ресурсов.
В настоящее время в социальных сетях созданы такие группы, как «Синий Кит», «Тихий дом», «Маленькая фея» и многие другие. Ребенок регистрируется в такой группе, начинается игра. С детьми работают взрослые люди – системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Организаторы и администраторы этих сайтов очень хорошо понимают детскую психологию и владеют языком подростков. В подростковом возрасте отмечается повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «лёгкий» способ её разрешения. Подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, что мы отмечаем в настоящее время, вызывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Необходимо информировать обучающихся об имеющихся манипулятивных действиях в СМИ. О том, насколько данная информация может быть искажена, как к ней относиться.
Большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, именно система образования становится реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач, возможность существенно продвинуть через организацию внеурочной деятельности в образовательных организациях. В рамках реализации ФГОС СОО разрабатывается Программа воспитания и социализации. Необходимость Программы социализации и воспитания обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе. В основе которой отмечаются ключевые компетенции XXI века, отражаются современные вызовы и риски: формирование гражданской активности, кибербезопасность, профилактика насилия в ученической среде (буллинг), формирование культурного здорового безопасного образа жизни детей и подростков, отдых детей и подростков в каникулярное время.
В результате обсуждения выше перечисленных вопросов участники сошлись в едином мнении, что основная цель работы образовательного учреждения по профилактике детского и подросткового суицида: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, укреплению психического здоровья обучающихся. Формирование ценности здорового образа и навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни, должно происходить в совместной деятельности ребенка и компетентного взрослого. Формы и методы организации профилактической деятельности должны соответствовать специфическим особенностям возрастного развития конкретных групп детей.