14.02.2018 года на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Радуга», структурное подразделение детский сад «Солнышко» и Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия городского округа Нижняя Салда прошёл семинар-практикум «Конструирование в контексте реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО: теория, практика, преемственность и вариативность».
В работе семинара-практикума приняли участие 78 человек из нескольких городов Свердловской области (Нижняя и Верхняя Салда, Нижний Тагил, Красноуральск): представители НТФ ИРО, органов управления образования, руководители образовательных организаций, заместители директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе, старшие воспитатели, педагогические работники образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования. участвовали
В ходе семинара-практикума были широко предоставлены образовательная практика и опыт работы по моделированию содержания, форм, методов и технологий, используемых в контексте организации конструктивной деятельности дошкольников и младших школьников при реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО, что позволило успешно решить ряд задач:
- Создание условий, способствующих формированию теоретических и практико-ориентированных представлений педагогических работников о возможностях и особенностях организации конструктивной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Расширение и углубление знаний педагогических работников о конструировании с позиций руководства и управления детской продуктивной деятельности и в контексте преемственности.
- Знакомство педагогических работников с возможностью расширения содержания, методов, приемов и технологий, используемых в конструктивной деятельности, как в дошкольной организации, так и на уровне начального общего образования.
В течение нескольких часов перед участниками семинара раскрывалась многоликая сущность детского конструирования, его роль и значимость во всестороннем и гармоничном развитии личности ребенка: умственном, творческом, нравственном, физическом, эстетическом.
В ходе семинара-практикума активно обсуждались следующие вопросы:
- Многообразие видов и форм конструирования как основа всестороннего развития личности ребенка.
- Методическое сопровождение системы обучения детей конструированию в ДОУ и начальной школе.
- Влияние конструктивной деятельности на развитие психических процессов дошкольников и др.
Выступление «Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте» сопровождалось запоминающимся видеофильмом.
Особый интерес вызвала презентация «Развитие технического и творческого потенциала дошкольников через интеграцию образовательных областей» Паняевой Н. В., воспитателя МАДОУ КВ «Радость», СП детский сад № 82 г. Нижнего Тагила.
Участники семинара смогли познакомиться и с образовательной практикой: два занятия состоялись в ДОУ «Солнышко» и пять в МОУ Гимназия. Следует подчеркнуть, что учителя начальных классов МОУГ продемонстрировали свои умения и профессиональное мастерство в вопросах использования интерактивных методов обучения, привлекая и взрослых к решению учебных задач.
Систематизация и обобщение педагогического опыта стало важной составляющей семинара-практикума. Четыре мастер-класса, завершающие семинар, не оставили никого равнодушными. Их тематику и форму проведения определяли основные направления и способы конструирования. Как отмечают участники мастер-классов, «день конструирования», проведенный в Нижней Салде, запомнится не только обилием новых идей и уникальных элементов, но и необходимостью взглянуть иначе на то, что уже известно и опробовано (например, работа с бумагой — газетами, журналами и т.п.).
Подведению итогов работы семинара-практикума был посвящен открытый микрофон: обмен мнениями и ответы на вопросы «Конструирование: ситуация успеха и ступеньки творчества». Участники семинара:
- дали высокую оценку проведённому мероприятию,
- подчеркнули, что конструирование было представлено как многоликая деятельность, как диалог творческих практик и фактор развития технических и творческих способностей младших школьников,
- отметили системный подход к конструированию как в ДОУ «Солнышко», так и в МОУГ,
- были едины в утверждении, что на семинаре ярко продемонстрирована преемственность дошкольного и начального общего образования в различных аспектах (содержательном, организационном, технологичном и др.,
- высказали мнение о необходимости проведения таких семинаров для обмена опытом между педагогами.
Вывод: Конструирование в контексте реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО — креативный, действенный и эффективный фактор разностороннего развития каждого ребенка и его возможности практически бесконечны.
Материалы семинара
Осипова М.Б. Конструирование во всем многообразии его видов и форм – основа всестороннего развития личности ребенка
Осипова М.Б., Сторожкова Т.А. Конструирование в контексте реализации ФГОС НОО: креативно, действенно и эффективно
Петрова И.М. Влияние конструктивной деятельности на развитие психических процессов дошкольников
Коврижиных О.В. Конструирование как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Фото с семинара