20.02.2018 года на базе МКОУ СОШ № 14 города Верхняя Тура состоялся мастер-класс «Технологии разработки программ воспитания и социализации в школе. В современной России воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества. Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Процесс социализации обучающихся в общеобразовательной организации – это целенаправленная профессиональная работа всех субъектов образовательной деятельности по осуществлению эффективных мер совершенствования содержания, структуры, технологии и методики воспитательной деятельности, развития социального партнерства с государственными и общественными организациями в целях социализации и развития детской личности в едином социальном пространстве. Социализация же определяется как готовность личности к принятию ответственных решений в ситуации выбора.
Во ФГОС ООО, Указе Президента о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.», в Программе духовно-нравственного развития личности, в Письме Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 № ИР-352/09 «О направлении программы. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» воспитание и социализация определены как самостоятельное направление образовательной деятельности.
Для успешной социализации обучающихся рекомендуется применять современные технологии: социального проектирования, социального партнерства, технология молодежной экспертизы управленческих решений, технология ресурсообразования, информационные и диалоговые технологии, информационно-коммуникативные технологии и др.
Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся с ОВЗ и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся с ОВЗ, основанную на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Развивая систему школьной социализации, следует придавать особое значение влиянию как институциональных, так и стихийных факторов социализации. Креативная образовательная среда выступает в качестве отдельного, «самостоятельного» фактора, обусловливающего успешность социализации. В креативной среде развиваются творческие способности обучающихся, их таланты и одаренность, складывается инновационная позиция педагога, разрабатываются инновационные педагогические проекты. У классных руководителей есть потребность в совершенствовании своих качеств, форм и методов воспитательной работы, повышении эффективности своих действий, связанных с воспитанием учащихся, ростом их сплоченности, организованности, улучшением микроклимата и т.п.
В ход проведения мастер-класса активно обсуждались следующие вопросы:
- Требования к разработке программ по воспитанию и социализации в школе.
- Методическое сопровождение системы воспитания детей в школе
- Влияние социально-психологических факторов на развитие психических процессов подростков.
В течение нескольких часов в диалоговом формате обсуждались актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.