25 июня состоялась Вторая Всероссийская конференция по проекту поддержки школ с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях «Профессиональное развитие учителей, работающих с детьми с риском образовательной неуспешности»
Институт образования НИУ ВШЭ провел ее совместно с Академией социального управления. Конференция стала частью проекта Института по поддержке школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях.
В рамках панельных дискуссий участники конференции обсудили несколько ключевых «болевых точек» этой темы. Это, в частности, проблемы профессионального развития учителя, работающего в школе с неблагоприятными социальными условиями. Изменение содержания и технологий школьного образования порождает для таких учителей как новые возможности, так и новые вызовы. Участники дискуссии сошлись на том, что педагогов таких школ необходимо активнее включать в национальную систему профессионального роста учителей, создавая условия для освоения новых технологий.
Была представлена разработанная Институтом образования модель профессионального развития учителя, работающего с детьми с риском образовательной неуспешности. Темой отдельной дискуссии стала цифровизация школы и ее возможностей для профилактики и преодоления школьной неуспешности: да, она открывает новые возможности, но проблемой остаются барьеры, возникающие для новых технологий на отдаленных территориях и в условиях дефицита современного оборудования. Представители региональных систем образования из Красноярска, Хабаровска и других субъектов РФ обменялись мнениями с лидерами проектов российского онлайн-образования.
Для школ проекта организаторы конференции устроили презентацию научных, методических и технологических ресурсов для профессионального развития педагогов. В ее рамках были представлены и программы Института образования ВШЭ, а директор Департамента образовательных программ Анна Гармонова рассказала о новой миссии института в подготовке педагога.
Школы целого ряда регионов — Московской, Липецкой, Тамбовской областей, Алтайского, Хабаровского, Красноярского края — представили собственные разработки в области повышения качества образования, рассказали о своих проблемах и поделились с коллегами опытом. Конференция поддержала инициативу по созданию межрегиональной ассоциации поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Информация о конференции на сайте Института образования здесь.
Ниже мы предлагаем вам ссылки на выступления участников конференции и записи дискуссий и секций.
Вступление, приветствия
- Фрумин Исак Давидович, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Видеозапись выступления здесь.
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. Видеозапись выступления Михайловой Елены Александровны, Заместителя министра образования Московской области
1. Панельная дискуссия: «Профессиональное развитие учителя, работающего с детьми с риском образовательной неуспешности: вызовы и возможности современного этапа»
- Кондаков Александр Михайлович, Генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование»
- Бысик Надежда Викторовна, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Ссылка на видеозапись здесь.
2. Панельная дискуссия: «Цифровизация школы как ресурс повышения образовательных результатов учащихся и профессионального роста педагогов в школах с низкими образовательными результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»
Ковалев Вадим, Главный редактор Электронная школа Знаника (ООО «Электронная школа»). Ссылка на видеозапись здесь.
3. Две параллельных секции — презентации научных, образовательных и технологических ресурсов поддержки проектов повышения образовательных результатов в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Первая секция:
- Нисская Анастасия, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ «Общение семьи и школы в современных условиях. Ресурс и вызов»
- Коновалов Иван, аналитик Лаборатории профилактики ассоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ «Исследование агрессивности подростков в контексте гендерных, школьных и семейных факторов»
- Михайлова Александра, аналитик Центра социально-экономического развития школы «О факторах, препятствующих профессиональному выгоранию педагогов резильентных школ»
- Гармонова Анна Владимировна, Директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ «Новая миссия Института образования в подготовке педагога».
Ссылка на видеозапись здесь.
Вторая секция
- Долгова Татьяна, руководитель отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное электронное образование»
- Данилова Анастасия, проектный менеджер НПО «Школьная лига» образовательный проект «Школьная лига РОСНАНО»
- Груничева Ирина, руководитель проекта СТЕМФОРД — образовательная онлайн платформа
- Круппа Татьяна, Президент Платформы ГлобалЛаб
- Акопов Рубен, Руководитель цифровой образовательной платформы LECTA, Корпорация «Российский учебник
- Савицкая Ирина, Директор службы поддержки учителей образовательного проекта Яндекс.Просвещение.
Ссылка на видеозапись здесь.
4. Ведущим событием конференции станет сессия выступлений представителей регионов
- Созонтова Ольга Вячеславовна, зав. кафедрой управления образовательными системами ГАУДПО Липецкой области «ИРО» — «Методическая поддержка реализации муниципальных программ повышения качества образования»
- Зотов Сергей Николаевич, директор МБОУ СОШ с. Красное Краснинского муниципального района, муниципального ресурсного центра «Реализация муниципальной модели учительского роста»
- Филиппова Екатерина Иогановна, проректор по развитию профессиональных компетенций Алтайского Краевого института повышения квалификации работников образования «Развитие системы адресного повышения квалификации педагогов школ, находящихся в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты»
- Сперанская Анжелика Аркадьевна, заместитель начальника Управления образования г.о.Красногорск Московской области «Муниципальный опыт работы со школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях»
- Ефремова Наталья Александровна, начальник отдела информационно-методического обеспечения управления образования администрации района им. Лазо Хабаровского края «О развитии сетевого взаимодействия школ района в рамках реализации муниципального проекта «Ветер перемен».
- Ножичкина Лариса Владимировна, научный сотрудник Научно-методического центра педагогической рискологии ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Московской области «Потенциал служб школьной медиации в концепции устойчивого развития образовательной организации»
- Дюкова Татьяна Сергеевна, заведующий лабораторией развития сети образовательных учреждений ТОГОАУ ДПО «Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования», Ерохина Наталия Николаевна,начальник информационно-аналитического отдела управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области «Опыт проектирования и реализации муниципальной программы поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Тамбовской области»
- Залега Юлия Михайловна, заведующая Центром обеспечения информационно-образовательных сред Красноярского краевого института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, региональный координатор проекта «Проблемы в управлении изменениями в школе и способы их решения»
Ссылка на видеозапись здесь.
Важный итог конференции — принятие резолюции в которой участники договорились о создании Ассоциации поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях для продвижения задач сокращения образовательного неравенства, защиты интересов школ и учащихся, распространения лучших практик образования и воспитания детей с риском образовательной неуспешности.
Создать Ассоциацию предполагается в форме некоммерческой корпоративной организации, объединяющей в своем составе на условиях добровольного членства юридических лиц.
Проект резолюции здесь.
Подготовить устав Ассоциации и провести Учредительную конференцию планируем в ноябре 2018 года.
Мы предлагаем вам принять участие в электронном голосовании о принятии резолюции. Проголосовать можно здесь.