
01.11.2018 года на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Радуга», структурное подразделение детский сад «Солнышко» городского округа Нижняя Салда прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года»
В работе семинара-практикума приняли участие 43 человека: представители НТФ ИРО, органов управления образования, руководители образовательных организаций, старшие воспитатели, педагогические работники образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования.
В ходе семинара были широко предоставлены образовательная практика и опыт работы коллектива МДОУДСКВ «Радуга», СП детский сад «Солнышко», а также актуализирована профессиональная компетентность участников семинара-практикума в вопросах организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников, включая современные формы, методы и технологии, используемые в жизнедеятельности организаций дошкольного образования.
Это позволило успешно решить поставленные задач:
- Создание условий, способствующих обобщению теоретических и практико-ориентированных представлений педагогических работников об особенностях организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года.
- Расширение и углубление теоретических и методических знаний педагогических работников в вопросах моделирования развивающей предметно-пространственной среды по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ с позиций руководства и управления детской деятельностью и в контексте преемственности.
- Знакомство педагогических работников с возможностью расширения содержания, вариативности использования методов, приемов и современных технологий духовно-нравственного воспитания.
В течение семинара его участникам был представлен системный подход к реализации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации Стратегии развития воспитания в свердловской области до 2025 года.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, поэтому особое внимание было оказано современным походам к организации гражданско-патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Согласно программы семинара, свои достижения демонстрировали все субъекты образовательного взаимодействия: дети, педагоги, родители, подтверждая, что родители стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В ходе семинара-практикума активно обсуждались следующие вопросы:
- С введением в действие ФГОС ДО ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей и совместную деятельность взрослых и детей, которая основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками (экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций), где дидактический смысл заключается в тесной связи обучения с жизнью.
- Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилось и отношение людей к Родине. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого шаги к возрождению России?
- Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Такие чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
- Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства — это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
- Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим и природно-экологическим своеобразием Урала, Свердловской области, нашего родного города. Знакомясь с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору.
Подведению итогов работы семинара был посвящен открытый микрофон: обмен мнениями и ответы на вопросы Участники семинара
- дали высокую оценку проведенному мероприятию,
- подчеркнули, что сегодня действительно был представлен участникам семинара-практикума действительно системный подход к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- отметили, что наряду с мастерами педагогической деятельности все активнее начинают презентовать свою работу и молодые воспитатели;
- были едины в утверждении, что тема семинара чрезвычайно актуальна в настоящее время, а практикум позволил в практико-ориентированной форме выявить новые возможности и освоить современные приемы работы с детьми.
Материалы семинара
- Осипова М.Б. Тезисы выступления (скачать).
- Зорихина Н.В. Современные подходы к организации гражданско-патриотического воспитания в ДОО (скачать).
- Петрова И.М. Учебно-методическая деятельность по сопровождению процессов воспитания гражданско–патриотических чувств и социализации современных дошкольников (скачать).
- Ивашечкина Н.В. Маленький гражданин большой страны (скачать).
- Седых Ю.Н., Гусева Е.И. Кладовая Урала (скачать).