04.12.2018

Добрый день! С вами снова наша еженедельная рассылка с обзором самых актуальных новостей и событий в области образования за прошедшую неделю!

20 ноября на семинаре Института образования «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Почему одни могут, а другие нет? По результатам полевого исследования резильентных и отстающих школ» выступили наши коллеги: 
— Тигран Шмис, старший специалист в области образования, руководитель образовательных проектов Всемирного банка;
— Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
— Роман Звягинцев, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Были  представлены результаты исследования, направленного на выделение школьных практик, которые создают образовательную среду, помогающую учащимся с низким социально-экономическим статусом достигать высоких результатов. Запись семинара здесь.

Результаты исследований: 

  • Менее половины российских учителей считает, что школа в принципе должна научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учителя математики оказались наиболее консервативными в вопросах развития у детей критического мышления. В сельских школах активнее развиваются формы самостоятельной работы учеников, нежели в городских. Это лишь часть выводов, к которым пришла группа ученых Института образования НИУ ВШЭ по итогам большого исследования взглядов педагогов и родителей на развитие у детей современных навыков наряду с предметными знаниями. Подробности здесь.
  • В новом выпуске серии «Факторы образования» представлено исследование о возможных образовательных траекториях учащихся в России. Показано, как происходит дифференциация учащихся после окончания ими 9-го или 11-го класса школы в зависимости от их академических достижений и социально-экономического положения семьи. Фокус работы позволяет оценить степень меритократичности распределения учащихся по образовательным траекториям той или иной престижности и, соответственно, ― потенциальную эффективность использования человеческого капитала.
  • В статьях исследователей образования НИУ ВШЭ с разных сторон освещено взаимодействие школы и родителей. Так, в статье «Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения» сделан обзор теоретических моделей родительского участия в образовании детей. Показано, что более высокий уровень участия в образовании свойствен родителям, чьи дети достигают лучших образовательных результатов и планируют после школы продолжать обучение в вузе. В исследовании получены данные, подтверждающие наличие образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей имеют более низкие образовательные результаты, чем средние по выборке. При этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом. В статье «Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе» описывается текущая ситуация взаимодействия школ и родителей на российском материале.
  • В статье «Современные подходы к оценке эффективности работы учителей» анализируются методы и приемы формирующей оценки деятельности педагога, представлены первые результаты исследований их возможностей и ограничений. Большинство авторов представленных публикаций едины во мнении, что система оценки эффективности работы педагога должна быть организована так, чтобы она способствовала его профессиональному и личностному росту.

Методические находки для учителей:

Представьте себе ситуацию: ученик сделал в диктанте 20 ошибок… Но он поработал над собой и во время следующей попытки допустил уже только 10 ошибок. В баллах школьник получит одну и ту же оценку. Но можно ли считать такой подход справедливым? Понятно, что учеником была проделана гигантская работа, но она никак не отразилась на его оценке. Так откуда, скажите, взяться мотивации? Но если заменить оценки комментариями, то получатся неожиданные изменения, что и стало темой встречи в Минске российской и белорусской сторон. Подробности читайте в статье «Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке»

Возможности для повышения квалификации и профессионального развития: 

О смешанном обучении, геймификации, ключевых трендах педагогики читайте здесь.

Материалы СМИ:

  • Две трети старшеклассников российских школ хотя бы раз за месяц сталкиваются с травлей (буллингом) со стороны сверстников, таковы данные исследования НИУ ВШЭ. Дети не дают своим жертвам спокойно учиться, издеваются над ними во время уроков и караулят их после школы. По мнению экспертов, в России сложилось представление о том, что травля — необходимый элемент взросления, который готовит ребенка к жизни. Почему это не так и как бороться с буллингом — в материале «Газеты.Ru».
  • Интересное интервью с министром образования и науки Алтайского края Максимом Костенко о задачах, планах и вызовах.
  • Стигматизация проблемных детей накладывает дополнительные трудности на их адаптацию к нормальной жизни. Специальные учебно-воспитательные учреждения стараются изменить мировосприятие подростков и способствовать их социальному росту. Однако далеко не всегда это удается. Какие факторы влияют на ресоциализацию детей с трудной судьбой, рассказалааспирантка Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Ирина Лисовская.
  • В следующем году китайские ученики будут изучать искусственный интеллект в начальных и средних школах. 10-томная серия учебников по искусственному интеллекту, опубликованная издательством East China Normal University Press, поставляется в сотни школ по всей стране. Учащиеся изучают предмет как курс по выбору или как часть школьной учебной программы. Пилотные программы уже были реализованы в Шанхае. Подробности в этом материале.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Информация, размещенная на сайте, соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582