Актуальность проблемы формирования читательской грамотности школьников сегодня бесспорна. Как помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников? Как вовлечь родителей в решение данной проблемы? Ведь всем понятно, что процесс формирования читательской грамотности будет только тогда результативным, когда целенаправленно взаимодействуют педагог, родители и дети.
«27» февраля 2020 года в Нижнетагильском филиале ГАОУ ДПО СО «ИРО» прошло родительское собрание, в котором приняли участие представители родительских комитетов общеобразовательных школ Северного и Горнозаводского округов, педагогические работники образовательных организаций, руководители школ. Главная тема, которая обсуждалась на дискуссионной площадке родительского собрания – формирование читательской грамотности обучающихся основной школы. Во время дискуссии обсуждались вопросы осознания ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечения родителей в решение данной проблемы. Родителям были представлены методы и приемы формирования читательской грамотности, которые они могут использовать при оказании помощи детям при работе с текстом, во время индивидуальных консультаций.
Многие родители высказали мнение, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность – способность обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей.
Как отметили представители родительской общественности, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Дискуссия была поддержана директором гимназии № 18 И. Е. Юрловым (г. Нижний Тагил), который рассказал об опыте работы педагогов гимназии по формированию читательской компетентности.
Модератор И. В. Жижина предложила обсудить вопрос, связанный с новыми подходами к организации учебного материала: отход от практики узкопредметного обучения, отказ от монологических и репродуктивных форм освоения информации, гуманитаризация предметов естественнонаучного цикла, замена учебно-дисциплинарной модели метапредметной, разработка междисциплинарного тематического планирования по формированию познавательных и коммуникативных УУД обучающихся.
Особое внимание участников дискуссии привлекли результаты анкетирования родительской общественности, касающиеся вопросов чтения
В конце родительского собрания были сформулированы следующие предложения:
- Подготовить памятки для родителей с описанием приемов по формированию читательской грамотности у обучающихся, которые можно использовать при выполнении домашних заданий и при чтении художественной литературы.
- Организовать консультационный раздел для родителей в сети Интернет по вопросам формирования читательской грамотности.