Круглый стол «Метапредметная функция русского (родного) языка как элемента системы общего образования»

23.04.2020 года в Нижнетагильском филиале ГАОУ ДПО СО «ИРО» состоялся круглый стол «Метапредметная функция русского (родного) языка как элемента системы общего образования». В нем приняли участие преподаватели русского языка и литературы, учителя начальных классов образовательных организаций Свердловской, Воронежской и Саратовской областей, ХМАО.

В ходе круглого стола обсуждались вопросы, связанные с ролью русского языка в системе преподавания предметов общеобразовательного курса в школе, с проблемой межпредметеных связей в обучении, с развитием функциональной грамотности обучающихся, с опытом формирования всех видов речевой деятельности обучающихся.

Так, выступающие отметили, что  русский язык неразрывно связан практически со всеми учебными предметами, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения и общения. В связи с этим система обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях должна обеспечить, с одной стороны, достаточно высокий уровень знаний по предмету, а с другой стороны, научить учащихся умелому, коммуникативно целесообразному речевому общению в различных сферах жизнедеятельности. Кроме того, русский язык является также важнейшим средством воспитания, поскольку способствует приобщению к духовным ценностям, выработанным человечеством, формированию у учащихся духовно-нравственной, коммуникативной и художественной культуры в контексте языкового образования, формированию культурной личности, способной к самоидентификации, имеющей собственные взгляды и суждения на окружающий мир, толерантной, способной вступать во взаимодействие с людьми, имеющими иные взгляды. Обращалось внимание и на специфику реализации лингвокультурологического направления (подхода) в условиях изучения русского языка, которая  заключается в его нацеленности на овладение учащимися русским языком как средством постижения русской, национальной и общемировой культуры.

Выступающие подчеркнули, что в лингвистической науке установилось представление о языке как двусторонней коммуникативной системе, в которой одной из её сторон является система языковых единиц, а другой – речь как реализация единиц языка в различных видах речевой деятельности. Следовательно, объектом современного о языкового образования являются язык и речь: учащиеся в процессе изучения русского языка должны осознать предназначенность языковых средств (языковой аспект) и особенности использования их в различных видах речевой деятельности в соответствии с целями и задачами общения (речевой и коммуникативный аспекты).

Процесс развития языковой и речевой личности должен быть взаимосвязанным и системным, способствующим реализации различных направлений: лингвистического (овладение русским языком как многоуровневой системой, правилами функционирования языковых средств в речи, нормами литературного языка); речевого (освоение способов выражения мысли посредством языка в разных видах речевой деятельности: выразительное чтение, правильное произношение, грамотное письмо, рефлексивное слушание); коммуникативного (овладение культурой речи, правилами речевого общения и умениями создавать самостоятельные связные устные и письменные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с целями и задачами общения);  лингвокультурологического (постижение языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства развития интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры личности); историко-лингвистического (воспитание интереса к языку как средству связи между поколениями, воздействия и воспитания, осознание языка как формы проявления национального и личностного самосознания). Главная цель обучения русскому языку, единая для всех ступеней языкового образования, — свободное владение русским языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения.

Участники круглого стола отметили, что метапредметность и межпредметность неразрывно связаны между собой, и в цепочке «русский язык – другие предметы» межпредметная связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как  язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

Специфика межпредметных связей русского языка состоит в том, что они разнокачественные и могут быть выражены в таких группах: 1) русский язык – русский язык и культура речи, языкознание, стилистика; 2) русский язык – методика преподавания русского языка; 3) русский язык – иностранные языки;  4) русский язык – литература; 5) русский язык – история; 6) русский язык – естествознание, математика; 7) русский язык – музыка, технология. При этом отмечалось, что содержательная сторона этих групп различна. Содержание нашего предмета складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются на других языковых предметах; понятия, связанные с художественной (эстетической) функцией языка, – на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка,   –  на уроках истории; звуковая сторона речи – на уроках музыки; мышление и речь – на уроках психологии и  анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира – на уроках географии.

Таким образом, метапредметный подход к изучению русского языка обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Такой подход является основой организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Познакомиться с материалами круглого стола можно по ссылке: https://irontf.wixsite.com/mfry

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Информация, размещенная на сайте, соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582