Летом мы не сидели без дела и значительно пополнили наш пакет предложений для регионов. Теперь мы готовы предложить вам, коллеги, новые программы повышения квалификации для разных категорий специалистов. По результатам обучения мы будем выдавать удостоверения о повышении квалификации НИУ «Высшая школа экономики». Темы и краткое описание программ ПК представлены ниже:
1. «Разработка региональных и муниципальных программ поддержки школ с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»
Успешные проекты повышения качества образования в школах, которые работают в неблагоприятных условиях и обучают сложный контингент учащихся, свидетельствуют, что ключевым фактором успеха являются совместные действия на разных уровнях управления (регион-муниципалитет-школа) и проектный подход с согласованными целями, распределенными полномочиями и четкой «дорожной картой». Программа предоставляет возможность освоить необходимые для этого навыки и инструменты.
Слушатели научатся обоснованно выделять школы, нуждающиеся в приоритетной поддержке, разрабатывать взаимосвязанные региональные, муниципальные и школьные проекты повышения качества образования, осуществлять мониторинг их реализации. Предлагаемые слушателям методики и инструменты основаны на многолетних международных и российских исследованиях и апробированы в разных регионах РФ.
Программа рассчитана на обучение региональной и муниципальных команд, в составе специалистов органов управления, методистов учреждений ДПО и муниципальных методических служб, директоров школ, включенных в программы поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных условиях.
Форма обучения: очная — 2 очных дня (16 часов).
2. «Разработка программы перехода школы в эффективный режим работы»
Программа адресована директорам школ и школьным управленческим командам, она познакомит слушателей с моделью эффективной школы, позволяющей улучшать образовательные результаты учащихся в учреждениях, которые находятся в неблагоприятных внешних условиях (неблагополучная территория, сложный контингент учащихся) и в испытывают дефицит ресурсов.
В ходе обучения слушатели овладеют инструментами выявления проблем, которые не позволяют всем учащимся школы, независимо от социального статуса и прошлых учебных успехов, демонстрировать высокие образовательные результаты, создадут макет программы перехода школы в эффективный режим работы, научатся проводить текущий и итоговый мониторинг ее реализации.
Программа создана на основе изучения лучших педагогических и управленческих практик работы школ, функционирующих в сложных социальных условиях, которые применяются в России и за рубежом и апробирована в школах разных регионов РФ.
Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в том числе 3 очных дня (2 часов) и три недели дистанционного сопровождения (18 часов).
3. «Разработка педагогической стратегии школы для улучшения качества преподавания и образовательных результатов учащихся»
Как улучшить образовательные результаты учащихся? Традиционно, педагоги начинают осваивать и применять новые педагогические технологии, приемы, способы организации урока. Но и после этого улучшения не происходит. Почему? Ответ достаточно простой: у педагогического коллектива в целом нет единого видения путей устранения учебных трудностей учащихся, нет единых подходов, нет педагогической стратегии.
Особенность программы в том, что обучается весь педагогический коллектив или его большая часть. В процессе обучения слушатели знакомятся с современными педагогическими стратегиями, сделают обоснованный выбор одной из них, наиболее адекватной задачам, стоящим перед школой и, конечно, разрабатывают конкретный план действий для ее внедрения. Программа подходит для проведения выездного семинара(Летней или Зимней школы) педагогического коллектива школы или школьных команд нескольких образовательных организаций.
Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в том числе 3 очных дня (20 часов) и три недели дистанционного сопровождения (18 часов).
4. «Управление процессом профессионального роста педагогов на рабочем месте: модель и инструменты»
Международные исследования в сфере образования свидетельствуют, что профессиональное развитие педагогов эффективно, если осуществляется на рабочем месте, в течение длительного времени и во взаимодействии с коллегами. Программа рассчитана на руководителей и заместителей руководителей образовательной организации, руководителей методических объединений. Она впервые в России предлагает эффективные, основанные на анализе научных данных, решения для организации непрерывного профессионального развития педагогов.
Слушатели овладеют инструментами оценки качества преподавания, создания профессиональных обучающихся сообществ педагогов, организации работы наставников (менторов), разработки индивидуального плана профессионального развития педагога и мониторинга его реализации.
Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в том числе 2 очных дня (16 часов) и три недели дистанционного сопровождения (22 часа).
5. «Основы коучинга на уроке, во внеурочной деятельности и управлении школой»
Современные исследования доказывают, что коучинг — технология, успешно применяемая для повышения спортивных результатов и эффективности бизнеса, может успешно работать и в сфере образования. Основные принципы коучинга (недирективный подход, фактичное мышление и активное слушание) помогают учителю организовать преподавание в соответствии с ФГОС, а руководителю образовательной организации — повысить мотивацию и осознанность в работе педагогов.
Программа рассчитана любые категории педагогических работников, включает освоение сущности коучингового подхода в образовании, его принципов, методик и инструментов. В процессе обучения слушатели активно практикуют применение коучинговых технологий активного слушания, умения задавать коучинговые вопросы, вести беседу, помогающую раскрывать цели и потенциал человека, находить ресурсы для дальнейших действий.
Очная часть курсов построена по модели Колба (рефлексия, освоение новых знаний, практикование), дистанционная — предполагает 4 часа индивидуальных индивидуальных или групповых коуч-сессий с преподавателем, в ходе которых происходит обсуждение применения слушателем коучинга на рабочем месте.
Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в том числе 2 очных дня (16 часов) и три недели дистанционного сопровождения (22 часа).
6. «Повышение качества преподавания в общеобразовательной школе: модели, практики, инструменты»
Программа адресована педагогам и нацелена на изменение рутинных практик преподавания. А это, как свидетельствуют современные исследования, возможно только в случае, если обучение происходит в течение длительного времени, включает последующее профессиональное развитие на рабочем месте при активном взаимодействии с коллегами.
Программа очно-заочная, позволяет не только успешно освоить модель эффективного преподавания, технологии формирующего оценивания, коллективного планирования и анализа урока (Lesson Study), но и попробовать их на рабочем месте в ходе совместных с другими слушателями действий, в течение трех недель после окончания очных занятий. Все это время слушателей сопровождает консультант.
Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в том числе 2 очных дня (16 часов) и три недели дистанционного сопровождения (22 часа).
Все программы являются сетевыми, реализуются Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с преподавателями из регионов проекта. По заявке регионов, муниципалитетов и школ мы можем выехать к вам, а можем набрать межрегиональную группу для обучения в Москве, на базе Института образования.
Заявки на ноябрь — декабрь 2018 года и на 2019 год уже принимаем. Стоимость курсов составляет 20 тыс. рублей за одного слушателя. В случае, если группа формируется от региона, стоимость определяется прямым договором с регионом и может быть изменена.
В настоящее время мы ведем разработку программы переподготовки по менеджменту для региональных тьюторов проекта поддержки школ. Группа будет учиться в Москве. Заявки на участие в программе уже рассматриваем.
Теперь о прошедших событиях
В июне — августе 2018 года Бысик Надежда приняла участие в международном проекте по изучению мер адаптации детей-мигрантов, организованном OXFAM. В составе группы участников НКО и работников системы образования Надежда Викторовна совершила поездку во Францию и Германию, чтобы ознакомилась с опытом обучения, психологической поддержки и социальной адаптации детей мигрантов. По итогам поездки сейчас готовится проект с участием нескольких регионов. Подробности в следующих рассылках. Но уже сейчас можно получить консультации по работе школы с детьми — мигрантами по адресу: nbysik@hse.ru
С 30 августа по 2 сентября 2018 года в Москве проходил форум «Город образования». В рамках форума прошла панельная дискуссия «Начало учебного года в эффективных школах», где мы в очередной раз рассказали о «модели эффективной школы», исследованиях нашего Центра 2018 года в школах Томской области и Якутии, а также о разработанной модели профессионального развития педагогов школ, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности.
Презентация выступления будет в ближайшее время опубликована на странице мероприятия, а запись выступления уже доступна на Фейсбуке, на странице Надежды Бысик.
Советуем вам ознакомиться с материалами форума!
Далее мы собрали для вас самые интересные возможности повышения квалификации и участия в конкурсах, семинарах, вебинарах и проектах!
Еще в июне 2018 года на Второй всероссийской конференции проекта мы смогли оценить потенциал использования для школ в сложных социальных условиях, цифровых образовательных ресурсов и компаний, которые их развивают. Теперь мы будем регулярно информировать вас об интересных проектах в этом направлении.
9 сентября 2018 года образовательный проект Яндекса по обучению школьников программированию — ЯндексЛицей открывает новую бесплатную программу для школьников. Программа рассчитана на учеников 8 и 9 классов, которые увлекаются математикой и информационными технологиями. Чтобы поступить, нужно пройти конкурсный отбор — каждый год он проводится с конца августа до конца сентября. Все занятия бесплатные. Проходят они два раза в неделю на площадках партнёров Яндекс.Лицея. После каждого урока нужно выполнять задания, на них уходит час-полтора.
Изучать программу Яндекс.Лицея можно и на уроках информатики школ-партнёров проекта. Чтобы поступить, ученики выполняют тестовое задание в своей школе.
Познакомиться с программой подробнее и присоединиться к ней можноздесь.
27 сентября 2018 года стартует сертификационный дистанционный курс «ТРИЗ-педагогика. Современный подход к образованию». Курс адресован педагогам школ и дополнительного образования, организаторам образовательных проектов и даже родителям. После курса вы сможете сдать экзамен и стать Сертифицированным ТРИЗ-педагогом.
Структурные элементы курса: видео лекции, творческие домашние задания, вебинары с разбором домашних заданий, ответами на вопросы, индивидуальные консультации, электронные тренажёры для отработки навыков, методические справки и статьи
Узнать подробнее и записаться можно здесь.
Представляем новую разработку Управления информационных технологий и Института системных проектов МГПУ — игру-симулятор «Какой ты педагог». Приложение-симулятор предназначено для всех, кто хочет работать с детьми или уже работает с ними и хочет узнать свои сильные и слабые стороны. Для решения в приложении предложено 15 кейсов. Каждый из них моделирует типичную ситуацию взаимодействия педагога с детьми и поможет исследовать ваши представления об эмоциональных и когнитивных возможностях детей, а также стиль общения с ними как в учебных, так и внеучебных ситуация.
Приложение уже доступно в Play Маркете, установить его можно по ссылке.
А вот интересные материалы из СМИ
На портале Института образования НИУ ВШЭ опубликован аналитический доклад «Межрегиональная дифференциация развития школьного образования», который подготовили наши коллеги. Напомним, в «майском» указе Президента России заявлена цель — вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Наши коллеги выявили различия в региональных системах школьного образования, которые необходимо учитывать при реализации национального проекта.
Оказалось, что в регионах с близкими параметрами урбанизации и плотности населения заметны различия в динамике сокращения количества сельских школ, росте среднего размера школ, доле обучающихся во вторую и третью смену. Причиной наблюдаемых различий часто становятся не социально-экономические условия, а реализуемые в регионах стратегии развития школьной инфраструктуры.
Доклад читайте здесь.
На портале «Домашний очаг» в преддверие нового учебного года опубликовано вдохновляющее интервью Шалвы Амонашвили «Мы должны любить любых детей, а не только отличников или послушных».
Шалва Амонашвили — просветитель, психолог, философ и настоящий кумир для родителей, автор «гуманной педагогики». Он называет современное поколение детей «детьми света» и считает, что любой человек может практиковать идеи гуманной педагогики, если в сердце живет любовь. Подробнее читайте здесь.
А эта информация будет интересна для руководителей.
Интересное интервью Германа «Русский стиль менеджмента неэффективен, но результативен» Германа Грефа опубликовано в Harvard Business Review. «Сейчас на первое место, с точки зрения конкурентоспособности, выходят soft skills и культура — это касается и компаний, и людей. Лидер становится главным по культуре. В организации невозможно воспитать никакой другой культуры, кроме той, которая есть у лидера. Принцип «Делай, как я говорю» больше не работает, работает принцип «Делай, как я» — говорит Греф.
Подробнее читайте здесь.
И еще один материал для руководителей — интервью декана Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, преподавателя магистерской программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ Сергея Филоновича «Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть». Какие навыки нужны человеку будущего»
«Нам казалось, что с прогрессом технологий мы освободимся от рутины и будем заниматься более творческими вещами, требующими серьезного интеллекта — пишет автор. Но забавно: по Москве сейчас бродит огромное количество курьеров, доставляющих еду. Из-за искусственного интеллекта человеку остается неквалифицированная работа, которую трудно и дорого делать с помощью ИИ — проще нанять курьера. Получается, что машины забирают у нас работу, на которую мы рассчитывали». Подробнее читайте здесь.