20 апреля 2017 года на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» при поддержке Нижнетагильского филиала Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» и Управления образованием Качканарского городского округа состоялся межокружной практико-ориентированный семинар «Достижение нового качества образования через реализацию проекта «Мы – дети горнозаводского Урала» для педагогических работников системы образования Северного и Горнозаводского управленческих округов Свердловской области.
В рамках семинара педагогический коллектив школы представил опыт и результаты по реализации регионального инновационного проекта «Мы – дети горнозаводского Урала».
В работе семинара приняли участие 100 человек: педагоги школы, задействованные в его проведении, представители профессионального педагогического сообщества Качканарского городского округа, Кушвинского городского округа, г. Нижнего Тагила, г. Верхотурья и Верхотурского района, Нижнетуринского района.
На открытии семинара участников и гостей приветствовали ведущий специалист ЕВРАЗ КГОК по информационно-выставочной деятельности Георгиев Владимир Михайлович, заведующая кафедрой педагогики и психологии НТФ ГАОУ ДПО «ИРО» Гонцова Марина Васильевна, начальник Управления образованием Качканарского городского округа Мальцева Марина Андреевна, директор МОУ СОШ №7 Устюжанина Светлана Николаевна.
Светлана Николаевна назвала основные направления реализации проекта «Мы – дети горнозаводского Урала» и дала краткую характеристику организации деятельности по каждому из них:
- обновление содержания образования;
- реализация общеразвивающих программ дополнительного образования;
- совершенствование материально-технической базы;
- участие в конкурсных, олимпиадных мероприятиях;
- эффективные партнерские отношения с учреждениями, социальными партнерами;
- повышение квалификации педагогов.
Реализация спланированных по данным направлениям мероприятий позволит получить следующий результат:
- приобщение школьников к сфере технических инновационных технологий через внедрение элементов образовательной робототехники;
- повышение интереса школьников к выбору профессий технической направленности, актуальных для нашего промышленного региона;
- расширение спектра форм выявления и организации педагогической поддержки одаренных детей;
- повышение методического мастерства педагогических работников;
- разработка методических материалов по организации внедрения образовательной робототехники и лего-конструирования в педагогическую практику.
Далее Устюжанина С.Н. представила программу и пригласила участников семинара на открытые уроки и мастер-классы.
Учителя начальных классов и педагоги английского языка представили опыт использования Lego-конструкторов в образовательном процессе:
- Камышева Ольга Владимировна на уроке математики в 1 классе по теме «Таблицы сложения в пределах 20» использовала конструктор LEGO Education «Увлекательная математика» как эффективный деятельностный инструмент закрепления пройденного материала. Были представлены приемы работы с конструктором при устном счете, сложении и вычитании чисел, моделировании условий и решении математических задач.
- Багаева Алена Анатольевна на уроке развития речи во 2 классе по теме «Точные и неточные высказывания» организовала работу учащихся в группах с конструкторами Lego «Построй свою историю». Алена Анатольевна систематически применяет Lego в своей педагогической практике и отмечает, что конструктор является одним из эффективных средств для развития языковых навыков через совместную деятельность школьников при создании и пересказе историй с использованием кирпичиков Лего.
- Туполева Ирина Зауровна и Авдюкова Светлана Михайловна на открытых уроках английского языка по теме «Мой город. Предлоги места и направления» поделились опытом применения лего-конструирования для отработки грамматических явлений (использование предлогов места и направления), расширения лексического запаса и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
- На мастер-классе «Лего-конструирование в образовательном процессе начальной школы» Молостова Татьяна Ивановна обобщила и представила опыт использования конструктора на уроках и во внеурочной деятельности, а также продемонстрировала возможности нестандартного применения кирпичиков Лего, например для рисования. Все участники семинара получили возможность сконструировать лего-штамп и с его помощью нарисовать своего робота, а заодно оценить уровень креативности и стереотипности мышления.
Педагоги в рамках открытых уроков и мастер-классов познакомили участников семинара с основными элементами системы профориентационной работы в школе:
- Учащиеся 5 класса на уроке литературы по теме «Тайны сказов П.П.Бажова», который провела Хамзина Валентина Александровна, сравнили профессии героев сказов с современными профессиями горного дела. На основе анализа творчества писателя сформировали собирательный образ главного героя сказов – рабочего, уральского мастера, обратив внимание на его человеческие и сделав акцент на профессиональные качества.
- Горб Елена Петровна на уроке географии по теме «Создание малых предприятий на территории Уральского экономического района» предложила девятиклассникам выступить в роли аналитиков: проанализировать факторы размещения предприятий различных отраслей промышленности, представить спектр профессий, востребованных на них, дать их краткую характеристику.
- Финальным мероприятием профориентационного направления стал мастер-класс, подготовленный и проведенный заместителем директора по воспитательной работе Мокрушиной Софьей Павловной и педагогом-психологом Андреевой Еленой Сергеевной. На мастер-классе «Профориентация как важный элемент социализации школьников» педагогам не только рассказали, как строится работа школы по этому направлению, но и предложили стать участниками практических упражнений-тренингов, ориентированных на старшеклассников.
Одна из задач инновационного проекта «Мы – дети горнозаводского Урала» – развитие мотивации обучающихся к изучению математики, физики, информатики. Участники семинара смогли посетить открытые уроки математики и физики в классах с углубленным изучением этих предметов.
- На уроке математики в 11 классе Дьякова Надежда Анатольевна поделилась своими находками: нестандартными методами решения экономических задач. Выпускники рассчитывали выплаты по кредиту с дифференцированной и аннуитетной системами платежей, и делали выводы о том, в чем риски и выгода для потребителя в каждой из них.
- Гулидова Анна Ефимовна на уроке физики в 10 классе организовала работу учащихся по решению теоретических и экспериментальных практико-ориентированных задач по расчету электрических цепей. При этом школьники, работая с традиционным лабораторным оборудованием, современной цифровой лабораторией ReLab и выполняя виртуальный физический эксперимент, могли сравнить полученные результаты, выявить достоинства и недостатки каждого из методов исследования.
- На уроке информатики Драничниковой Людмилы Ивановны в 7 классе по теме «3D-моделирование в программе SketchUp» не только ученики, но и гости школы смогли познакомиться с работой 3D-принтера. Ребята на компьютерах создавали 3D-модели элементов головоломки «Пентамино», а затем выводили их на печать на 3D-принтере. Распечатанная после урока настольная игра пополнила набор дидактических игр для учащихся начальной школы.
- С другим инструментом для создания 3D-моделей, 3D-ручкой, участников семинара познакомила учитель ИЗО и технологии Хоруженко Наталья Витальевна. На мастер-классе «3D-моделирование в образовательном процессе» она представила достоинства и недостатки 3D-принтера и 3D-ручки. Под руководством педагога участники семинара приобрели первый опыт работы с 3D-ручкой и сделали модель велосипеда. Также вниманию гостей была представлена выставка творческих работ учащихся, выполненных на 3D-принтере и с помощью 3D-ручки.
- На уроке информатики в 7 классе «Создание логотипа в редакторе векторной графики Inkscape» Боброва Людмила Васильевна рассказала о значении и функциях логотипов, предъявляемых к ним технических требованиях. Выполняя практическую работу, школьники создали логотип соревнований по робототехнике, который был использован при оформлении наградной атрибутики.
Пока педагоги посещали открытые уроки и мастер-классы, в спортивном зале школы проходили соревнования по робототехнике, организованные в рамках межокружного семинара. В соревнованиях приняли участие 11 команд школы, 2 команды из г. Нижнего Тагила, 2 команды из г. Кушвы.
- Учащиеся 3-4 классов конструировали робота-чертежника, который должен был максимально точно начертить схему, представленную участникам перед началом соревнований.
- Учащиеся 5-6 классов подготовили роботов для соревнований в категории «Шорт-трек», которые должны были максимально быстро пройти трассу и избежать столкновения с роботом соперника.
- Учащиеся 7-9 классов соревновались в категории «Триатлон», состоящей из состязаний трех видов: «Боулинг», «Дрэг рейсинг» и «Кегельринг». Для каждого из них команда готовила отдельного робота.
Судейская коллегия состояла из специалистов Евраз КГОКа, главный судья соревнований педагог школы – Мельников Вадим Валерьевич. Соревнования проходили в закрытом режиме, а после их окончания все желающие, педагоги и школьники, смогли посмотреть показательные выступления роботов.
На закрытии семинара в актовом зале был организован «открытый микрофон» – все желающие могли поделиться впечатлениями, высказать свое мнение, дать оценку проведенного мероприятия. Начальник Управления образованием Мальцева М.А. и главный судья соревнований Мельников В.В. вручили призерам и победителям соревнований по робототехнике дипломы, медали и кубки. Полученные от всех участников семинара анкеты обратной связи позволяют сделать вывод о высокой степени их удовлетворенности прошедшим мероприятием.